Статья "Проектная деятельность как условие формирования эмоцоинально-волевой сферы у детей с ОВЗ" Орлова Т. Н., Пасмурова Н.В. воспитатели коррекционной группы

Орлова Татьяна Николаевна,

Пасмурова Надежда Викторовна

Воспитатели коррекционной группы

МАДОУ «Детский сад № 265»

г. Барнаул, Алтайский край

 

 

 

 

«Метод проектов – от души выполняемый замысел»

                                                                          В. Килпатрик,

 (американский педагог)

 

 

Проектная деятельность как условие формирования

эмоционально – волевой сферы у детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

 

            Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

         Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

         Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой.

 Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

     Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

   Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Метод проектной деятельности получил широкое распространение и успешно применяется для работы с дошкольниками в нашем ДОУ. Но в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Задержка психического развития) мы его до недавнего времени не использовали, полагая, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь, как правило, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Эти дети затрачивают больше времени на запоминание информации, особенно страдает кратковременная память. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с  нормально развивающимися сверстниками.

В игровой деятельности дети с задержкой психического развития не умеют без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Для них характерны: недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Задержка психического развития также накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

В нашей группе сложилось так, что мальчиков намного больше, чем девочек, и тему проекта мы выбрали легко. Нам хотелось, чтобы участие в проекте мотивировало детей к познавательной активности, к проявлению любознательности, способности к волевым усилиям, возможности следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий "поощрение” и "наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности, поощрение для педагога - это мотивационный метод воздействия на личность малыша для развития познавательных процессов или коррекции поведения.

В своей работе мы используем метод стимулирования детей через проектную деятельность.

Наглядно метод стимулирования выглядит в виде сокровищ, которые выдаются детям. Сокровища выдаются детям не только за результат, но и за старание, прогресс  в личностных качествах  ребёнка. Сокровища дети складывают в сундучки (у каждого ребенка свой сундучок). По окончании определенного периода, который оговаривается с детьми заранее, важно подвести итог. В конце каждой недели дети подсчитывают сокровища и получают цветные наклейки. Их наклеивают на карты успеха, которые висят у каждого на кабинке. Видно визуально у кого больше красных наклеек, тот приложил максимум усилий, а у кого меньше, тому нужно постараться.

Дети стараются заработать как можно больше поощрений, это очень хорошо помогает приучать детей к самооценке, мотивирует к культурному поведению, общению со взрослыми, сверстниками, привычке говорить правду, соблюдать чистоту, порядок в шкафчике, в игровой зоне, вести себя культурно, отзывчиво.

Известно, что в детском саду воспитанникам мы не ставим оценок, но для дошкольника важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался незамеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли ребенка, а также научить ребенка целенаправленному действию. Поощряя малыша важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

При реализации проекта мы проводили с детьми познавательные беседы, игры-путешествия, организованную деятельность планировали в соответствии с тематикой проекта, а родители стали активными участниками и помощниками.

На современном этапе, в условиях динамического развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Сегодня родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.

Завершив проект и подводя итоги работы, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, были достигнуты.   Проект усилил взаимодействие детей и взрослых, активизировал общение детей между собой. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.

Опыт нашей работы по проекту показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников с ОВЗ, помогает им чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников и успешнее социализироваться в окружающем мире.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 

 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по ссылке

http://н-о-к.рф/