План-программа "Мой край родной" автор-составитель Уткова Л. Н.
- Подробности
- Создано 14.03.2017 14:39
- Обновлено 14.03.2017 14:39
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №265»
План-программа
кружковой работы по краеведению
«Мой край родной»
Разработала воспитатель
МАДОУ «Детский сад №265»
УТКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
Врамкахреализацииинновационнойдеятельностипотеме: »РоднойкрайАлтайский»
г. Барнаул, Алтайского края
2014г
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
- I. Пояснительная записка.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Важно знание не только истории края, но и знакомство с богатством его разнообразного животного и растительного мира, красотами чудесной природы Алтая, с его городским и сельским миром.
В последнее время немалое значение придается воспитанию патриотизма у детей. Когда еще, как не в дошкольном возрасте, нужно знакомить малыша с малой родиной, с ее традициями, многонациональностью, историей.
Работая с дошкольниками на протяжении многих лет, я пришла к выводу, что как бы ни была хороша общеобразовательная программа ДОУ, необходимо давать детям более полную информацию о местности, в которой проживает ребенок. В итоге появился кружок «Мой край родной», где дети в игровой форме получают необходимые знания.
Выбранное направление деятельности, безусловно, является актуальным и перспективным, так как современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического и патриотического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, исторических знаний и любви к своей малой родине.
В перспективном плане работы кружка «Мой край родной» я постаралась отразить такую тематику, которая была бы интересна малышам 3-6 лет, т.е. учесть особенности каждого возраста. Моя цель на данном этапе – развивать интерес у детей к окружающему миру родного края, формировать у них реалистические представления о природе, обогащать словарный запас, учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения, в структуру занятий включены дидактические игры, занимательный материал, загадки, ребусы, проблемные ситуации, сказки. Все занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.
В группе созданы «островки», помогающие детям получать новые знания: «Лесная полянка», «Уголок краеведения», макеты, дидактические игры и пособия соответствующей тематики.
В работу кружка активно включаются родители: помогают в изготовлении пособий, выполняют с детьми домашние задания, активно участвуют в выставках поделок.
Ниже привожу разработанную мною программу кружковой работы по краеведению, в которой постаралась отразить все вышесказанное.
- II. План-программа кружковой работы по краеведению «Мой край родной»
1. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
2. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4-5 лет.
Знать имя, отчество бабушек и дедушек, иметь представление о родственных связях.
Иметь представление о характере работы родителей.
Знать, какие растения растут на участке детского сада; уметь ухаживать за растениями на клумбе, оказывать помощь взрослым в уборке веранды и участка.
Иметь представление о профессиональной деятельности сотрудников детского сада, обращаться ко взрослым на «вы».
Знать правила поведения в природе, уметь рассказать о некоторых диких и домашних животных.
Знать название некоторых улиц города, уметь называть известные достопримечательности своего района, знать историю названия некоторых улиц.
5-6 лет.
Иметь представление о профессии родителей, уважительно относиться к старшим, заботиться о младших.
Знать имена и род занятий работников детского сада.
Знать традиционные праздники и памятные даты.
Осознавать свою принадлежность к сообществу горожан.
Владеть этикетом общения с родными и друзьями.
Уметь рассказать о достопримечательностях своего района.
Эмоционально воспринимать литературные, музыкальные и др. произведения о городе, крае.
Иметь элементарные знания о геральдике города, о некоторых исторических фактах.
Иметь представление о живой и неживой природе края, принимать участие в ее охране.
6-7 лет.
Иметь представление об известных людях края (художниках, писателях и т.д.)
Уметь вести беседы на заданную тему.
С удовольствием заниматься самостоятельным и коллективным творчеством.
Уметь делиться впечатлениями об интересном событии, посещении достопримечательностей.
Знать названия улиц своего города, ориентироваться в своем микрорайоне.
Знать особенности природы края, уметь рассказывать об известных объектах живой и неживой природы.
Активно участвовать в познавательно-исследовательской деятельности, интересоваться историей и культурой края, города.
3. Тематическое планирование.
II младшая группа (3–4 года)
Месяц, тема месяца |
1неделя |
2неделя |
3неделя |
4неделя |
Сентябрь «Моя семья»
|
«Как меня зовут» |
Рассматривание альбома «Моя семья», чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама» |
Беседа «За что я люблю бабушку и дедушку» |
Аппликация «Подарок для моих родных» |
Октябрь «Мы живем в «Стране чудес» |
Экскурсия на кухню. Беседа «Твое любимое блюдо» |
Экскурсия на пост охраны. |
Экскурсия в медицинский кабинет. Д/И « Профессии». |
Беседа «Наши хорошие поступки» Чтение стих-я А. Барто «Девочка-ревушка» |
Ноябрь «Дом, в котором я живу» |
Беседа «Моя квартира» |
Беседа «Игрушки в моей комнате» |
Совместная деятельность педагога и детей: Коллективное рисование многоэтажного дома |
Аппликация для украшения своей комнаты (по замыслу детей) |
Декабрь «Моя улица» |
Беседа «А у нас во дворе» |
Рассказывание «Деревья в моем дворе» |
Беседа В нашем городе много улиц разных, и одна из них – моя!» |
Рассматривание картины «Строители». Чтение стих-я Б. Заходера «Строители» |
Январь «Я – Барнаулец!» |
Беседа «город, в котором я живу» |
«Где работают взрослые» Рассказ педагога о предприятиях города с использованием мультимедиа. |
Занятие «Транспорт Барнаула» |
Рассматривание открыток с достопримечательностями Барнаула |
Февраль «В нашем городе много интересного» |
Беседа «Почему зимой не работают парки аттракционов?» |
Беседа «Что такое кинотеатр?» |
Просмотр фильма «Каким был город раньше» |
Организация похода в Барнаульский зоопарк (совместно с родителями) |
Март «Окрестности Барнаула» |
Река Обь. Рассказ педагога. |
Беседа «У бабушки в деревне» (сравнение: город и село) |
«Откуда хлеб пришел» рассказ педагога с использованием мультимедиа |
Коллективная аппликация «Деревенский дворик». Загадки о домашних животных. |
Апрель «Природа нашего края |
Просматривание фильма «Кто в алтайском лесу живет?» |
Занятие «Что в лесу растет?» |
Занятие «Наши пернатые друзья» ; прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» |
Практическое занятие «Огород круглый год» (посадка лука) д/и «Во саду ли, в огороде» |
Май « Хочу все знать» |
Алтайские художники, поэты –детям… |
Экологическая тропа «Как изменился наш участок» |
Экскурсия по территории детского сада.
|
Практическое занятие: посадка семян календулы, бархатцев в грунт на участке. Пед. ситуация «Сорванные цветы» |
4. Тематическое планирование.
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц, тема месяца |
1неделя |
2неделя |
3неделя |
4неделя |
Сентябрь «Моя семья»
|
«Кем работают мама и папа» |
Беседа о родственных связях в семье. |
Чтение и разучивание стихотворения «Бабушкины руки» |
Коллективная работа: выпуск стенгазеты ко Дню пожилого человека» |
Октябрь «Мы живем в «Стране чудес» |
Экскурсия в музыкальный зал: «Там, где музыка живет» |
Целевая прогулка по территории детского сада: «Наш любимый детский сад» |
Беседа о профессиях работников детского сада. |
Беседа «Не забывай о товарищах». д/и «Угадай настроение». Чтение рассказа К Ушинского «Вместе тесно, врозь-скучно»
|
Ноябрь «Дом, в котором я живу» |
Беседа «Из чего построен дом?» Д/и «Мой дом, что в нем?» |
Составление рассказов «Как мы друг другу в семье помогаем». Чтение стихов Е.Благининой «Младший брат». |
Совместная деятельность педагога и детей: Коллективное рисование «Наш двор». |
Аппликация «Подарок-сюрприз для мамы». |
Декабрь «Моя улица» |
Беседа «Какие здания есть на нашей улице?» |
Чтение: Л.Барбас «Жили-были улицы» |
Совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление деревьев и домов для макета улицы. |
Рассматривание альбома «Мой любимый город». Знакомство с историей названия улицы им. А.Юрина. «Сказка о том, как Кузя в городе заблудился». |
Январь «Я – барнаулец!» |
«Мой город – моя малая Родина» |
Расматривание герба города. Рассказ воспитателя о гербе Барнаула. |
«Сказ про то, ка на реке город возник». |
Чтение: Б.Житков «Что я видел?» Рисунки о городе. |
Февраль «В нашем городе много интересного» |
Барнаул – столица Алтайского края. |
Какие фабрики и заводы есть в Барнауле? «Сказка о старом заводе.» |
Где отдыхают Барнаульцы. Сказка о том, как Кузя Нафаню в Барнауле искал» |
Чтение: М.Юдалевич. «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула.» |
Март «весна в городе» |
рисуем подарок к 8 марта. |
как Барнаул весну встречает. |
перелетные птицы. |
экологическая тропа по участку детского сада. |
Апрель «Природа нашего края |
Дикие и домашние животные края. рассматривание альбома. |
Растительный мир края. |
Озера и реки края. |
явления неживой природы. |
Май «Хочу все знать» |
«Откуда хлеб пришел» |
День Победы. |
«Праздник русской березки.»
|
«Мы о Родине поем» знакомство с музыкальными произведениями о Барнауле, Алтае, России. |
5. Тематическое планирование.
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц, тема месяца |
1неделя |
2неделя |
3неделя |
4неделя |
Сентябрь «Моя семья»
|
«Мои родители делают важное дело» |
Этикет общения в семье. Решение бытовых проблем. |
Чтение стих-я Ю Лермонтова «Спи, младенец»
|
Пожилые люди. |
Октябрь «Мы живем в «Стране чудес» |
Работники детского сада. Их забота обо мне. |
Целевая прогулка по территории детского сада: «Наш детский сад самый лучший» |
Дружба. Наши игры. |
Составление рассказа «У нас в детском саду» |
Ноябрь «Дом, в котором я живу» |
Мой домашний адрес. |
Моя комната. Мои любимые игрушки. |
Мы – мамины помощники.
|
Техника в моем доме. |
Декабрь «Моя улица» |
Здания на нашей улице. |
Составление рассказов «А у нас во дворе» |
Совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление многоэтажных домов для макета. |
Рассматривание открыток с видами города. Знакомство с историей названия улицы им. В.Шукшина.
|
Январь «Я – Барнаулец!» |
«Мой город не похож на другие города.» |
«Как город чтит своих героев». Памятники людям, прославившим наш город. |
Поэтическая гостиная. Чтение стихов о Барнауле. |
Беседа «Без мастеров нет города». Профессии людей нашего города. |
Февраль «В нашем городе много интересного» |
Тематическая игра «Наша Родина – Барнаул» |
Интересное в городе: ВДНХ г. Барнаула. |
Где отдыхают Барнаульцы. Театры Барнаула. |
Легенды старого Барнаула. |
Март «Весна в городе» |
«Мамочку любимую с праздником поздравлю!» |
Как Барнаул весну встречает. |
Беседа о диких птицах нашего края. |
«Ты сачком их не лови!» Насекомые. |
Апрель «Природа нашего края» |
Рассматривание альбома «Красная книга Алтая. Животные» |
Растительный мир края. Редкие растения. |
Алтайский край. Малиновое озеро. |
«Вода – источник жизни». |
Май «Хочу все знать» |
День Победы. Подвиг наших прадедушек. |
«Как каша в поле выросла». |
Совместная работа воспитателя и детей: Иллюстрирование книги М. Юдалевича «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула»
|
«Мы о Родине поем» Разучивание песни о Барнауле. |
6. Тематическое планирование.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц, тема месяца |
1неделя |
2неделя |
3неделя |
4неделя |
Сентябрь «Время добрых дел»
|
«С днем рождения, Барнаул!» Игра с Бабой Ягой и домовенком Кузей. |
Чтение: В.Катаев «Цветик-семицветик». |
«Какого цвета доброта?». |
Детство наших бабушек. Встреча с интересными людьми. |
Октябрь «Мы живем в «Стране чудес» |
Портрет лучшего друга. |
«В гости к деду Природоведу» |
Праздник веселых фантазеров. |
Письмо другу. |
Ноябрь «Дом, в котором я живу» |
Мини-проект « Вот эта улица, вот этот дом». Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя. |
«Наш микрорайон». (продолжение занятия 1) |
Милый сердцу уголок. |
Есть такое слово: МАМА! |
Декабрь «Моя улица» |
Знаменитые земляки. |
Игра малой подвижности «Мы по городу гуляем» |
«Улочки-шкатулочки». |
Создание альбома «Улочки-шкатулочки».
|
Январь «Я – Барнаулец!» |
Первые улицы Барнаула. |
Кто придумал герб нашего города?
|
«Зачем городу дети?» |
Город будущего. |
Февраль «В нашем городе много интересного» |
Музеи нашего города. Краеведческий музей. |
Современный транспорт Барнаула. |
Города Алтайского края.
|
Барнаульский Планетарий. |
Март «Весна в городе» |
Родной уголок в весенних красках. |
Познавательные сказки. «Живые цепочки». |
Ледоход на Оби. |
ВДНХ Барнаула. |
Апрель «Природа нашего края |
«Животный мир Алтая». |
Пирода в творчестве В. Бианки. |
Озера и реки края. Озеро Яровое. |
«Мой край – Алтай». |
Май «Хочу все знать» |
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…» |
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…» (продолжение) |
Алтай ремесленный.
|
Викторина «Что я знаю об Алтае?» |
7. Формы проведения занятий:
Экскурсии
Проекты
Наблюдения
Беседы
Рассказ педагога
Исследовательская деятельность
Художественное творчество
Групповые работы
Моделирование
Дидактические игры
8.Работа с родителями:
Проектная деятельность
Организация экскурсий
Совместные мероприятия
Помощь в изготовлении макетов
Встречи с интересными людьми
9. Условия реализации программы:
-создание в групповом помещении уголка краеведения;
-сотрудничество с детской библиотекой;
-посещение краеведческого музея города Барнаула;
-организация экскурсий по городу Барнаулу;
-организация экскурсий в дендропарк.
-посещение барнаульского зоопарка.
-прогулки и экскурсии за территорию детского сада.
-посещение кукольного театра и театра музыкальной комедии.
-посещение ВДНХ.
-организация экскурсии в Планетарий.
10. Методическое обеспечение
-тематическое планирование на весь учебный год
-перспективное планирование на весь учебный год
11. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин алтайских художников;
фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»; «Животные нашего края»,
«Красная книга Алтая»
художественная литература об Алтае;
Произведения детских писателей Алтайского края;
видео и аудиозаписи;
карты, атлас Алтайского края;
символика Алтайского края и города Барнаула;
музыкальные произведения патриотической направленности и т.д.
16..Используемая литература:
О.А.Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада» (Мозаика-синтез, Москва, 2012)
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (Мозаика-синтез Москва, 2014)
Е.Затеева «Барнаульцем я расту» (АКИПКРО,Барнаул, 2014)
В.Е.Широкова, Е.Л.Лазарева и др. «Руководство к перспективному планированию работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью» (БГПУ, Барнаул, 2002)
Н.В.Алешина « Ознакомление дошкольников окружающим и социальной действительностью» (Перспектива, Москва, 2008)
А.И.Иванова «Живая экология» (ТЦ Сфера, Москва, 2007)
С.Н.Николаева «Юный эколог»(Мозаика-синтез, Москва, 2010)
Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (ВАКО, Москва, 2008)
Н.А.Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» (Карапуз, Москва, 2001)
Т.А.Шорыгина «Познавательные сказки» (ТЦ Сфера, Москва, 2015)
Ю.В.Садчиков «Мой Барнаул» (Барнаул, 1980)
Атлас Алтайского края
М. Юдалевич «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула» «Барнаул 1790-1980гг»
А. Родионов «Красная книга ремесел» (Барнаул, 1996)