Проект "Комната чудес" автор-составитель: педагог-психолог Харитонова Л. С.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД № 265» 

Педагогический проект

«Комната чудес» 

номинация «Так зажигают звезды»

 

 

Автор:

Харитонова Любовь Сергеевна,

Педагог-психолог

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 265»

 

 

Барнаул

 

Паспорт

 

Структура:

Содержание:

1.

Тема

«Комната чудес»

2.

Руководитель проекта

Харитонова Любовь Сергеевна, педагог-психолог

3.

Возрастная группа учащихся

Дети от 3 до 7 лет

4.

Особенности типа проекта

По характеру: практико-ориентированный

По количеству детей: групповой/индивидуальный

5.

Цель проекта

Сохранение, укрепление, развитие и коррекция психофизического, эмоционального здоровья детей дошкольного возраста

6.

Задачи проекта

◄       Создать максимально безопасную и комфортную среду, наполненную  разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство;

◄       Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности;

◄       Обеспечить успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению;

◄       Обеспечить эмоциональное благополучие по средствам взаимодействия с ребенком (уважение у его индивидуальности, чуткость к эмоциональным состояниям, обеспечение поддержки и др.);

◄       Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции для формирования способности управлять своим психоэмоциональным состоянием;

◄       Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;

◄       Корректироватьэмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ для последующего включения саморегуляции в деятельность ребенка.

7.

Ресурсы проекта

Дидактический материал.

Наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, рисунки, образцы, готовые изделия мастеров).

Оборудование сенсорной комнаты (Световой стоп-планшет «Магия песка», Кинетический песок, Свето-звуковая панель «Дорожка-6», подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза», комплект «Трио», кресло «Груша»-2шт., пуфик «Детский», магнитофон, многофункциональный развивающий столик)

8.

Ожидаемый результат

Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией

 

Введение.

«Комнатой чудес» в нашем детском саду называется тайное место, где всегда спокойно, уютно и тепло. Это не просто комната, это скопление большого количества волшебных предметов в одном месте – это наша сенсорная комната.

Сенсорной комнатой обычно называют особым образом  оборудованную комнату, в которой создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство.

Наша «Комната чудес» принципиально отличается от других сенсорных комнат  новым подходом к формам и методам работы. Каждый объект комнаты трансформируется и изменяется в зависимости от цели его использования, возрастных и индивидуальных особенностей детей и их родителей.

Благодаря, своей мобильности, полифункциональности и видоизменяемости, комната чудес в нашем детском саду обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребенка по всем образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Проект «Комната чудес» разработан для реализации основных направлений работы сенсорной комнаты  в дошкольном учреждении:

- создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный возраст всегда характеризовался бурным развитием личностных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, в которой ребенок учится самостоятельно познавать мир, проигрывать роли и позиции общения, развивать свои способности. Наша задача, как специалистов, создать для ребенка такую игру, в которой он захочет развивать свои личностные качества, познавательные процессы и эмоционально-волевые функции.

«Комната чудес» является важным инструментом в работе педагога-психолога с  детьми, имеющими   проблемы в развитии, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Она может тонизировать и стимулировать к действиям, или же, наоборот, способствовать снятию напряжения, зажатости, скованности движений. Здесь, ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности. Оборудование нашей комнатырасположено таким образом, что каждый отдельный элемент может работать не только сам по себе, но и в совокупности с другими объектами комнаты, это, в значительной степени, повышает интерес ребенка к познавательной деятельности, за счет чего значительно повышается уровень эффективности и результативности образовательных мероприятий.

Новизна нашей работы в уникальной системе работы «Комнаты чудес» с родителями, педагогами и детьми детского учреждения. Так как родители имеют преобладающее право на развитие и воспитание детей, то для обеспечения полноценного и гармоничного развития ребенка основной акцент нашей деятельности мы делаем на родителей.

Наша «Комната чудес» - действительно наполнена волшебством, но, как известно, волшебство случается лишь там, где в него верят.Наше оборудование и наработки не являются чем-то волшебным, но наша методика использования простых вещей как волшебства позволяет с уверенностью сказать, что мы хотим и можем достигнуть высоких результатов в своей работе.

Стратегия достижения цели:

1. Составление перспективного планирования по основным направлениям:

-создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1.Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению;

2. Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста;

3. Коррекцияи развитие эмоционально-волевой сферы.

            Для родителей:

1.Повышение родительской компетентности;

2. Укрепление детско-родительских отношений;

3.Формирование доверительных, партнерских отношений между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Для педагогов:

1. Повышение профессиональной компетенции через самореализацию;

2. Проявление профессиональной активности;

3. Организация вариативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

«Целевые ориентиры работы «Комнаты чудес» по направлениям».

Направление работы

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

1

Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению

Развить  педагогическую компетентность в области адаптации детей к дошкольному учреждению, поиску вариативных форм взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность через формирование партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения

Сохранить и укрепить эмоциональное здоровье ребенка дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

2

Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста

Повысить профессиональную активность педагогов через формирование развивающего взаимодействия с ребенком и партнерских отношений с родителями

Укрепить детско-родительские отношения, сформировать умения родителей развивать своего ребенка

Развить психические процессы ребенка дошкольного возраста

3

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы

Повысить уровень взаимодействия с родителями и детьми через применение вариативных способов взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность в коррекции (развитии) ЭВС ребенка дошкольного возраста через успешное взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения

Скорректировать(направить развитие) психофизическое, эмоциональное здоровьеребенка дошкольного возраста

 

 

«Формы работы с участниками проекта».

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

- Индивидуальные и групповые консультации;

-Проведение родительских собраний;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

- Проведение тренингов;

- Совершенствование предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

- Создание картотек игр;

-Просмотр презентаций;

- Организация информационных стендов;

-Оформление выставок детских работ.

- Индивидуальные и групповые консультации;

- Организация информационных стендов;

-Разработка буклетов;

- Оформление папок-передвижек;

- Проведение родительских собраний;

- Проведение тренингов;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

--Просмотр презентаций;

-Совместные занятия с детьми;

-Совместные занятия с педагогами дошкольного учреждения.

-Фронтальные занятия;

-Групповые занятия;

 -Индивидуальные занятия;

-Совместные занятия с родителями;

-Тренинг-занятия;

-Наблюдение за ребенком во время ОДД;

 

 

 

«Методы работы с участниками проекта».

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

-Беседа;

-Тренинги;

- «Банк идей»;

- «Мозговой штурм»;

- Выставка педагогических идей;

-Проектный метод;

-Методы стимулирования;

-Методы поощрения;

 

 

- Личный пример;

-Беседа;

-Методы стимулирования;

-Методы поощрения;

-Метод создания проблемных ситуаций.

- Личный пример;

- Арт-терапия;

- Песочная терапия;

-Сказкотерапия;

-Методы поощрения;

-Методы стимулирования;

-Метод создания проблемных ситуаций;

-Просмотр презентаций;

-Игровые обучающие ситуации.

 

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

На подготовительном этапе реализации проекта нами осуществлялась методическая работа по оснащению сенсорной комнаты новыми материалами и возможностями. Мы так же занимались отбором и подбором методической литературы, разработкой буклетов, консультаций и планов проведения мероприятий по работе с детьми, родителями, педагогами дошкольного учреждения. Так же на этом этапе мы осуществляли подбор форм, методов и средств взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Реализовывали методическую работу по поиску новых форм взаимодействия с семьей. В соответствии с целью и задачами проекта,  мы составили перспективное планирование по ведущим направлениям работы сенсорной комнаты.

2.Основной этап.

На основном этапе мы занялись реализацией проекта. Реализация проекта осуществлялась по трем направлениям (см. таблицы 4,5,6).

3.Заключительный этап

На заключительном этапе реализации проекта, мы занялись подведением итогов, обобщением и систематизацией опыта, презентацией проекта. 

 

 «Перспективное планирование работы «Комнаты чудес» по направлению прохождение успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению».

Срок реализации: 3недели (2 занятия в неделю)

Занятие

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

 

 

 

 

1

-Консультация педагогов «Успешная адаптация к дошкольному учреждению»

 

-Консультация «Адаптация»;

-Индивидуальное консультирование родителей по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению.

- Наблюдение за поведением детей в условиях адаптации к дошкольному учреждению;

-Заполнение адаптационных карт.

Проведение совместного занятия в комнате чудес «Мама, побудь со мной!»

 

 

 

2

-Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования»

-Буклет «В детский сад без слез»

-Индивидуальное консультирование родителей по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению.

- Наблюдение за поведением детей в условиях адаптации к дошкольному учреждению;

-Заполнение адаптационных карт

Совместное мероприятие в комнате чудес «Узнаем друг друга получше»

3

Тренинг «Я-воспитатель»

Создание альбома «Мой любимый детский сад»

 

 

 

4

Проведение мастер-класса «Чем занять ребенка дома» или «Играем вместе»

- Наблюдение за поведением детей в условиях адаптации к дошкольному учреждению;

- Групповые занятия с педагогом-психологом в комнате чудес.

 

 

5

Банк идей «Виды и формы взаимодействия с семьей»

-Консультация «Индивидуальные особенности»

- Индивидуальное консультирование родителей по методам воспитания ребенка

- Наблюдение за поведением детей в условиях адаптации к дошкольному учреждению;

- Индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

 

6

 

 

 

 

 

 

 

-Индивидуальное консультирование педагогов;

- Индивидуальное консультирование родителей по методам воспитания ребенка

Наблюдение за поведением детей в условиях адаптации к дошкольному учреждению;

- Индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Проведение открытого занятия в комнате чудес совместно с родителями «Все вместе»

 

            Результаты реализации проекта «Комната чудес» в направлении прохождение успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

Для детей:

1. Легкая и успешная адаптация к дошкольному учреждению;

2. Легкая и плавная социализация ребенка.

Для родителей:

1. Повышение родительской компетентности в сфере создания условий для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению;

2. Укрепление детско-родительских отношений через совместные занятия;

3. Установление доверительных, партнерских отношений с педагогами дошкольного учреждения.

Для педагогов:

1.Повышение профессиональной компетентности по средствам участия в мастер-классах, тренингах;

2. Повышение уровня знаний об особенностях детской адаптации через написание консультаций для родителей;

3.Демонстрация вариативных форм взаимодействия  с семьями воспитанников (организация выставок, открытых занятий, проведение мастер-классов и пр. )

  

«Перспективное планирование работы «Комнаты чудес» по направлениюповышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста».

Срок реализации: 6 месяцев

Тема

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Работа сдетьми

Развитие мелкой моторики ребенка

- Разработка картотеки игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики ребенка

-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики ребенка»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

- Занятия с воспитателями по развитию мелкой моторики ребенка

Совместное занятие в комнате чудес «Так я познаю мир»

Ощущение

- Создание картотеки игр, способствующих развитию тактильных ощущений

-Консультация для родителей «Мир ощущений»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Совместное мероприятие в комнате чудес «Попробуй сам!»

Восприятие

- Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам развития восприятия

-Консультация для родителей «Что такое слон?»

-Индивидуальное консультирование родителей

 

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Внимание

 

 

 

 

-Мастер класс для педагогов «Развиваем внимание на прогулке»

-Рекомендации по развитию внимания ребенка

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Совместное занятие в комнате чудес «Развиваем внимание малыша»

Память

- Составление картотеки игр, направленных на развитие памяти ребенка

Консультация «Развиваем память по дороге в детский сад»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Речь

-Консультация «Роль сказки в развитии речи ребенка»

- Занятие в комнате чудес «Мой любимый язычок»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Мышление

-Составление картотеки игр, упражнений и заданий, способствующих развитию мышления ребенка

- Создание уголка сенсорного и психического развития ребенка

Совместное занятие в комнате чудес

«Учимся думать»

 

Результаты реализации проекта «Комната чудес» в направлении повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста:

Для детей:

1. Повышение уровня развития психических процессов;

2. Повышение уровня развития ребенка.

Для родителей:

1. Повышение родительской компетентности в сфере развития психических процессов ребенка;

2.  Благоприятные отношения внутри семьи, благодаря организации совместных занятий с детьми.

Для педагогов:

1. Проявление профессиональной активности через организацию вариативных форм взаимодействия с семьей ребенка;

2. Повышение уровня педагогической компетентности через создание картотек для развития психических процессов;

3. Создание многофункциональной, предметно-развивающей среды в группе,центра развития, уголка уединения;

4. Выставка педагогических идей и активизация проектной деятельности в дошкольном учреждении. 

 

«Перспективное планирование работы «Комнаты чудес» по направлению коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы».

Срок реализации: в течении учебного года

Занятие

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

«Учимся чувствовать себя»

Часть 1

- Оформление дидактических игр, направленных на развитие ребенка (моторика, обоняние, и пр.)

- Буклет «Рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Занятие с участием родителей в комнате чудес:

«Помоги мне сделать самому!»

«Учимся чувствовать себя»

Часть 2

- Оформление дидактических игр, направленных на развитие ребенка (зрительное восприятие, слуховое восприятие и пр.)

-Индивидуальное консультирование родителей

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

«Учимся слышать себя»

- Создание картотеки упражнений для развития навыков слухового восприятия у ребенка

-Разработка буклета для родителей «Послушай, я хочу сказать!»

-Домашнее задание:

Придумать и оформить сказку на тему «Воля»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

«Учимся управлять своим телом»

- Проведение тренинга по теме «Почувствуй себя изнутри»

-Создание консультации для родителей «Учимся управлять своим телом»

-Индивидуальное консультирование родителей

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

«Учимся концентрироваться»

- Создание картотеки упражнений для развития внимания  ребенка

 

- Консультация «Развитие концентрации внимания ребенка»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Совместное занятие в комнате чудес: «Посмотри, где»

«Учимся выражать свои эмоции»

-Создание картотеки эмоций;

-Разработка картотеки этюдов по эмоциональным состояниям и чувствам;

-Презентация своего опыта.

-Домашнее задание: Оформить фотовыставку «Мои эмоции»

 

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

«Учимся управлять эмоциями»

Совместный круглый стол «Как помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом

«Учимся стараться»

- Оформление картотеки игр на развитие усидчивости.

-Индивидуальное консультирование родителей

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

«Учимся соблюдать правила и выполнять требования»

Круглый стол «Учимся соблюдать правила и выполнять требования»

Консультация «Правила, которые нельзя нарушать»

- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом в комнате чудес

Результаты реализации проекта «Комната чудес» в направлении коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста:

Для детей:

1. Повышение уровня развития эмоций ребенка, способов их регулирования;

2. Повышение уровня  развития навыков самооценки, самоконтроля и саморегулирования;

3. Повышение уровня  развития волевых качеств личности.

Для родителей:

1. Повышение родительской компетентности по средствам взаимодействия со специалистами дошкольного учреждения;

2.  Укрепление детско-родительских отношений через проведение совместных досугов, занятий;

Для педагогов:

1. Повышение профессиональной компетентности через создание картотек и разработку буклетов, консультаций для родителей;

2. Проявление профессиональной активности через участие в круглом столе, оформлении презентации работы;

3. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

4. Проявление творческих качеств личности через создание и оформление картотек.

 

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

МЫ В vk.com

 

 

 

 

 НОК(анкетирование)

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по

ссылке