Статьи: "Формирование патриотизма в современной системе дошкольного образования" Астапова М.И., "Музыкальная сказка как средство развития творческого потенциала дошкольника" Симонова Т.В. музыкальный руководитель; "Коррекция речевых нарушений у детей стар

 

Формирование патриотизма

в современной системе дошкольного образования

Астапова Марина Ивановна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 265 »

 

Одной из приоритетных задач дошкольного учреждения на сегодняшний день является нравственно-патриотическое воспитание. Идея воспитания патриотизма и гражданственности сейчас становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

Появились в свет новые парциальные программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (В.Н. Вишневская, М.Д. Маханева, В.И. Натарова, Л.А. Кондрыкинская, М.Ю. Новицкая, Г.А. Ковалева и др.). Идеологическая направленность таких программ и технологий – воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе дошкольного образования заложены в дополнительном образовании дошкольников, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации детей, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания. Основными принципами реализации системы по патриотическому воспитанию являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие. Все они востребованы и полезны в деле реализации заложенных в них возможностей для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного творчества. Использование в работе с дошкольниками всех видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание патриотических чувств. На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев. Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, педагог знакомит их с репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организует встречи с народными умельцами.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину – это и знать её. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Нет оснований сомневаться в том, что знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим интересом и уважением так же и к культуре других народов. Патриотизм и интернационализм в нашей большой, многонациональной стране взаимно связаны и неразделимы. Они составляют основу её социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.

 

Список литературы

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  2. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М., 2003
  3. Зеленова Н.Г. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008
  4. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
  5. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
  6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  7. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

 

 

 

 

Симонова Татьяна Владимировна

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 265»

г. Барнаул, Алтайский край

 

Музыкальная сказка как средство развития

творческого потенциала дошкольника

Аннотация: в данной статье автор обращается к использованию педагогических возможностей музыкальной сказки для развития творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, развитие дошкольников,

музыкальные сказки,

 

В современной педагогической практике дошкольного музыкального образования проблема использования педагогических возможностей музыкальной сказки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста решена недостаточно полно. И в связи с этим, необходимость ее решения с привлечением средств музыкальной сказки представляется актуальной.

К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э. Фром, Э. Берн, К. и Ш. Бюлер, А. Менегетти. В отечественной психологии – В. Зенковский, М. Осорина, Г. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Во Франции активно занимаются данной проблемой отец и сын Renée et Jacques Mayoud. Например, в 1985 году во Франции ими был выпущен диск с оперой «Girafes» и другими музыкальными сказками для «непослушных» детей. Новизна работы заключается в раскрытии способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала, а также в раскрытии педагогического эффекта органического соединения сказки как содержательной основы музыки и педагогики. Ведущая педагогическая идея заключается в развитии творческого слушания музыки детьми, которая предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему музыкальному и эмоциональному развитию.

Сказка - мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку тоже необходимы фантазия и воображение. Музыкальная сказка несет синтез слова, музыки и сценического действия, поэтому, идейность этого произведения втройне воздействует на эмоциональный мир ребенка. Нравственное отражение в музыкальной сказке наблюдается в подаче музыкально-сценического образа, то, как противопоставляются друг другу два полюса - добра и зла.

Каждая музыкальная сказка является частью музыкальной жизни ребенка. Музыка развивает музыкально-творческие способности и значения этой работы велико по двум причинам:

  1. Творческие способности в одной области положительно сказываются в других областях (развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости).
  2. Развитие этих способностей обогащает личность, ее духовную жизнь через открытие перед ней чудесного мира музыки.

Известно, что дети с особым подъемом и большим желанием поют (сочиняют) в тех случаях, когда их слушают и их исполнение нравится слушателям. Этими слушателями могут быть: другие группы, родители, воспитатели, которых можно пригласить на занятие-концерт сочинения сказки. Особенно маленькие сочинители охотно музицируют в свободной непринужденной обстановке, когда взрослые предоставляют им свободу действий, не реагируя на промахи и недостатки, поддерживая творческие стремления. Иногда можно видеть, как ребенок, не проявляющий внешне заинтересованного отношения к музыке, вступает в общение с ней через определенные ассоциации или различные жизненные ситуации. В журнале «JOURNAL DES INSTITUTEURS» была опубликована музыкальная сказка «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, чтобы познакомить французских детей с русскими народными инструментами. Являясь источником радостных впечатлений, музыкальная сказка оказывает большое идейно-эмоциональное воздействие на мир ребенка. Музыкальная сказка сама по себе уникальна: она рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Поэтому одна из главных задач любой музыкальной сказки — активное включение детей в действие. Это все помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных возможностей, инициативы.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, музыкального творчества, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Детство станет тусклым и не выразительным, если вдруг из него исчезнут музыкальные сказки. Вызывая радостные эмоции, музыкальные сказки знакомят ребят с окружающим их миром, развивают речь, воображение, эстетический вкус. Поэтому музыкальные сказки оказывают неоценимую помощь в развитии творческого потенциала детей.

Дети творят вместе, в одном коллективе. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте, что создают дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих ребят. Коллективизм - это очень хорошее орудие воспитания. Еще в глубокой древности сложилась традиция исполнения песен и танцев в народном быту, как правило, коллективно, всеми участниками обряда или трудового процесса.

Сказочные сюжеты развивают образную речь детей. Существенное значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи первоначального ознакомления со сказочным заданием. Сделать это сложно, так как музыкальная сказка предполагает действия многих участников и нужно услышать всех. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя все в образной форме, то в форме коротких указаний. Педагог может применять показ характерных движений - это может сделать воспитатель, двигаясь под музыкальное сопровождение. После этого показа можно попросить детей исполнить движения самим. Сложность здесь в том, что ритмические движения должны совпадать с музыкальным сопровождением. Это требует использования такого практического приема как упражнение, например, «Ворота», «Гриб-грибочек», «Лебедушка».

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическим и творческими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Автор статьи на музыкальных занятиях учит детей выражать свои впечатления через игру на детских музыкальных инструментах, через движения, цвет. Например, дети должны выбрать из нескольких показанных движений одно, наиболее соответствующее характеру сказочного героя, или предлагается ребенку самому выбрать из знакомых движений наиболее подходящее.

Введение детских музыкальных инструментов в музыкальные сказки вносят разнообразие в занятие. Например, во Франции в январе 2009 года
№5 журнале «JDI» была опубликована сказка «Волшебная шкатулка», в которой рассказывается о рождении гитары. В старшем дошкольном возрасте дети владеют такими инструментами как металлофон, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны и др. Можно создать разнообразный творческий оркестр. Но предварительно нужно показать приемы игры на новых инструментах и дать детям представление об их разнообразных тембрах. Для этого можно использовать игры: «Эхо», «Угадай-ка».

Очень ярки и интересны, получаются импровизации на детских музыкальных инструментах, поскольку они имеют определенный музыкальный опыт игры на отдельных инструментах. Дети отличаются активностью, способностью заинтересовать и даже оказать помощь другим. Но не следует допускать ситуации, когда дети беспорядочно пытаются «переиграть» друг друга. Задача педагога - убедить «играющих» в том, что такое звучание создает шум и не позволяет услышать каждого. Предложить играть по очереди, показывая, как красиво звучат эти инструменты теперь. Важно вовремя направить действия ребят, помочь им.

Музыкальные сказки должны занимать особое место в жизни детей. Они вызывают у детей радостные чувства (как праздники и игры), предоставляют им возможность проявить творческую инициативу, оставляют глубокий след в их памяти. Дети искренне радуются, сочинив что-то свое, неповторимое. Они сами могут принимать участие к приготовлению сказки (изготовление костюмов, украшений и атрибутов).

Чтобы сочинение музыкальной сказки прошло успешно, автор статьи заранее готовит содержание музыкальной сказки, атрибуты, задания, разнообразие методических приемов. При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирование, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ занимает ведущее место в системе обучения детей творческим способностям.

 

Список литературы

 

  1. Лобанова И.В., Ганина Т.В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Культура и образование. – Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1726 

 

  1. Охлопкова М. В. Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Охлопкова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 587-595.

 

 

 

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Ермакова Светлана Александровна,

Воспитатель

 МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД№ 265»

 

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре, поэтому проблема развития детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева).

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» (К. Д. Ушинский).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей речевой группы автором статьи выбрана тема «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

Устное народное творчество – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения и оно необходимо родителям и педагогам для:

  • развития просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации) ;
  • автоматизация звуковой речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, непринужденной обстановке, в привычной детьми среде) ;
  • развитие связной речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь) ;
  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы) ;
  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;
  • развитие юмора и воображения – не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
  • воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова) .

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном образовательном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ним и речевым развитием дошкольников. Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организации, использованию средств выразительности, эти формы помогают передать народу свое отношение к тому или иному предмету или явлению. Они фиксируют опыт народной жизни во всем ее многообразии. И самое главное то, что используя в своей речи все распространенные малые фольклорные формы, дети учатся описывать предмет, давая ему более яркую характеристику, через содержательность и лаконичность вышеуказанных форм.

Например, колыбельные играют большую роль в музыкальном и речевом воспитании ребенка, пословицы и поговорки раскрывают социально-бытовой аспект, тексты потешек могут быть забавны для детей этого возраста, поэтому дети часто повторяют их с удовольствием, тем самым закрепляя правильное произношение звуков. Конечно, дошкольники с общим недоразвитием речи в отличие от своих сверстников без патологии испытывают большие трудности в понимании и интерпретировании малых форм фольклора, в частности пословиц и поговорок. Дошкольники зачастую могут лишь сказать, о ком идет речь в той или иной пословице или поговорке, например: «Это про волка» («Волка ноги кормят», «Про кота» («Купил кота в мешке», «Это про зайца, волка и лису» («Зайца ноги носят, Волка зубы кормят, Лису хвост бережет», то есть они воспроизводят только единичный образ, который соответствует конкретной речевой ситуации. Сама же отвлеченная сущность пословицы или поговорки остается для ребенка закрытой. Так как у ребенка возникают ассоциации только по поводу конкретного слова, а не по поводу содержания всей пословицы, это мешает ему раскрыть обобщенный смысл. Поэтому, перед чтением сказки «Лиса и журавль» необходимо выяснить, как понимают дети выражение «Как аукнется, так и откликнется». Затем предлагается объяснить значение слова «аукнуть», подбирая синонимы к этому слову. Далее желательно обсуждение значения выражения «не солоно хлебавши». После обобщения ответов, предлагается внимательно прослушать сказку и решить, почему герои сказки так поступили. В свободное время предлагается детям проиллюстрировать пословицу. Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае будут более выразительными и разнообразными.

Изучение с детьми дошкольного возраста устного народного творчества и включение малых форм фольклора, таких как пословицы, поговорок, потешек, частушек, загадок, во все направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи необходимо для комплексного воздействия на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический запас ребенка, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Коррекционную работу по преодолению нарушений речи детей с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо проводить в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). На занятых должны подбираться такие художественные произведения, на примере которых можно ярко продемонстрировать детям значение той или иной пословицы, поговорки. Затем дети должны проиллюстрировать основную мысль сказки, рассказа, которая комментировалась поговоркой или пословицей.

Таким образом, следует отметить, что использование малых фольклорных форм в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует усвоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедической работы.

 

Список литературы

1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Совершенство, 2001. –368с.

2. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. -1983.-№5.-С. 34-35.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультативов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 2002.

4. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -1984.-№4.-С. 8-11.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002.