Статьи:"Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий успешной адаптации детей" Новичихина М.А. старший воспитатель; "Формирование родительской компетенции в дошкольном образовательном учреждении" Харитонова Л.С. педагог-психолог

Новичихина Марина Анатольевна

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 265»

г. Барнаул, Алтайский край

 

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий успешной адаптации детей

 

Аннотация: в статье большое внимание уделяется работе дошкольного образовательного учреждения по привлечению родителей к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Ключевые слова: адаптация, дошкольники, работа с родителями

 

Адаптация – это (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. Адаптация Ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы. 

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. В последние время происходит становление новых организационных форм дошкольного образования, которые по своей сути призваны реализовать функции взаимодействия с родительской общественностью на качественно новом уровне. Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до поступления в детский сад. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

В МАДОУ «Детский сад № 265» ведётся активная деятельность с родителями по развитию их педагогической компетентности. Большое внимание уделяется привлечению родителей к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой деятельности являются следующие параметры:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам: целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики  каждой семьи; возрастной характер взаимодействия с родителями; доброжелательность, открытость.

Основой программы адаптационного периода являются наиболее оптимальные формы деятельности взаимодействия педагогов ДОУ с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Основные приоритеты и направления программы:

 1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

 2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

 3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

 4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.

 5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.

 6. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

7. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

На первоначальном этапе знакомства рекомендуется проводить анкетирование родителей в целях получение информации о семье и получение информации о ребенке. Также на этом этапе рекомендуется ознакомление и активное использование родителями пальчиковых гимнастик, которые используют и педагоги группы; ознакомление можно провести через брошюры, размещение информации на сайте учреждения, на родительских собраниях. Также важно проведение дня открытых дверей. При этой форме работы появится возможность у родителей узнать о деятельности ДОУ, в котором будут воспитывать их детей, так и дети познакомятся со всеми специалистами учреждения, что будет способствовать проявлению стресса в меньшей мере во время адаптационного периода.

На основном этапе в течение года рекомендуется организация и активная работа "Клуба бабушек". В большинстве семей бабушки проводят много времени с детьми, в связи с занятостью родителей. Поэтому важно включение бабушек в педагогический процесс, наравне с родителями. Задачами клуба могут являться повышение педагогической культуры, организация творческих вечеров вместе с детьми (художественных, песенных и др.). Несомненно, в наш век информатизации общества, в течение года необходимо активно наполнять содержание сайта актуальной для родителей информацией. Адаптации детей раннего возраста рекомендуется посвятить отдельный раздел, организация "Копилки вопросов" и оперативное размещение ответов.

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями, что также способствует более быстрой и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. То есть, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети.

Этап

Содержание работы с родителями

Формы

1. Подготовительный

1.1. Знакомство родителей и педагогов, которые будут работать с детьми (в том числе, заведующая, методист, инструктор физвоспитания, музыкальный руководитель и др.), с целью установления контакта.

1.2. Знакомство родителей с системой работы с семьёй в ДОУ, вовлечение их в педагогический процесс на первых этапах адаптации ребёнка к ДОУ.

1.3. Знакомство педагогов группы непосредственно с семьёй воспитанников.

1.3. Знакомство родителей с их правами и обязанностями по отношению к детскому саду.

1.5. Знакомство детей с дошкольным учреждением.

-Заполнение «социального паспорта семьи»;

- анкетирование родителей;

- составление фотоальбома о ребёнке или презентации;

- собрания, консультации, семинары–практикумы, беседы;

- памятки;

- семейные проекты;

- дни открытых дверей;

- информационные буклеты;

 - визитки;

 - памятки для родителей.

2. Основной

2.1. Проведение с родителями в течение года тематических встреч, собраний, консультаций.

2.2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

2.3. Организация и активная работа в течение года "Клуба бабушек".

2.4. Издание в течение года журналов и газет для родителей.

2.5. Активная работа сайта ДОУ.

2.6. Активное привлечение родителей к совместной с детьми проектной деятельности.

2.7. Проведение открытых занятий для родителей.

2.8. Индивидуальная работа с родителями.

- дни открытых дверей;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания, тренинги;

- проведение опросов родителей по выявлению трудностей в период адаптации детей;

- проведение ролевых игр, игр с педагогическим содержанием;

- оформление информационных стендов;

- организация выставок детского творчества;

- приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли;

- создание проектов;

- создание памяток, выпуск газеты и фотогазеты.

3. Заключительный

3.1. Проведение собраний по итогам года.

3.2. Проведение итоговых опросов родителей.

3.3. Организация фестиваля детского творчества.

- круглый стол

-презентация проектной деятельности всех субъектов образовательного процесса;

- родительские конференции.

 

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. С помощью, составленной нами программы, возможно, повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция, что, несомненно, будет способствовать успешной адаптации детей в ДОУ.

 

 

Список литературы:

  1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
  3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
  5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1
  6. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптации, сценарии дня)'.- Ростов н/Д: Феникс , 2008.- 186 с.

  

 

Харитонова Любовь Сергеевна

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 265»

г. Барнаул, Алтайский край

 

Формирование родительской компетенции

в дошкольном образовательном учреждении

 

Аннотация: Многие взрослые понимают необходимость развития ребенка раннего возраста, однако не обладают достаточной информацией о средствах и способах развития. Поэтому родителю так необходима помощь специалиста в формировании родительской компетентности.

Ключевые слова: родительская компетентность, развитие дошкольника

 

Сейчас, в России есть множество развивающих и досуговых центров для детей раннего возраста, однако, поступая туда, родители стремятся переложить ответственность за воспитание и развитие своего малыша на воспитателя (психолога, педагога). Родители начинают забывать о значимости своей роли в воспитании и развитии ребенка. А ведь именно они являются основными его воспитателями и первой социальной группой. Именно от их позиции во многом зависит развитие ребенка. В соответствии с актуальностью темы, в МАДОУ «Детский сад № 265» автором статьи была поставлена цель – разработать и апробировать систему упражнений по повышению компетентности родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста.

Изучением влияние семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка занимаются многие психологи (М.О. Ермихина, Т.М. Мишина, В.М. Воловика, В. Сатир и др.), но все они отмечают значение сформированности у родителя компетентности.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой родитель» и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, который знает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое.

Таким образом, мы можем говорить о том, что родительская компетентность – это знания, умения, навыки и способы выполнения родителем психолого - педагогической деятельности (Талызина Н.Ф.).

По мнению Н.Г. Кормушиной, родительская компетентность – это возможность создания условий, в которых дети чувствуют себя в безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в понятие «родительская компетентность», чаще всего включают такие умения, как:-умение понимать своего ребенка; планировать образование; решать ситуации; знать индивидуальные и возрастные особенности ребенка; учитывать особенности ребенка при взаимодействии с ним.

Однако, не только знания и умения определяют успех в развитии ребенка. Родитель должен осознавать себя как родителя – именно осознание себя и своей роли является важным в выстраивании благоприятного взаимодействия и развитии ребенка.

Многие родители же стремятся развивать своего малыша, однако не имеют достаточных психолого-педагогических знаний, и их родительская компетентность в развитии ребенка не развита. Это явилось основанием для разработки системы упражнений по данной теме.

Исследование проводилось на базе детского сада № 265 «Страна чудес», в исследовании приняли участие 20 мам и 20 детей раннего возраста. Наше исследование проходило в несколько этапов:

Этап 1. Теоретический анализ научной литературы.

Этап 2. Исследование уровня родительской компетентности (опросник «Лики родительской любви», опросник «Мера заботы», опросник «Стратегии семейного воспитания»).

Этап 3. Проведение системы, разработанных упражнений (два раза в неделю по 1,5 часа).

Этап 4. Исследование уровня родительской компетентности (Опросник родительского отношения (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Толин).

Этап 5. Статистическая обработка результатов.

Опираясь на теоретические данные об особенностях развития ребенка раннего возраста и формировании родительской компетентности, мы составили систему упражнений, способствующую развитию родительской компетентности в развитии ребенка раннего возраста.

 

Номер занятия

Тема занятия

Виды деятельности

Планируемые результаты занятия

(знать/уметь)

1.

Вводное занятие. Развивающее взаимодействие родителя и ребенка.

«У нас все получится!»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2.Аппликация «Цветы маме» (творческая дея-сть)

3. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Введение ребенка и родителя в структуру занятий.

2. Адаптация ребенка и родителя к новой обстановке.

3. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

4. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата.

5. Развитие творческого потенциала ребенка.

2.

«Учимся, играя»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. Пальчиковая лепка, аппликация «Грибок»  (творческая дея-сть)

3. Зарядка (подвижная дея-сть)

3.

«Птички – невелички»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Пальчиковое рисование «Птички-невелички» (творческая дея-сть)

4. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Развитие представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

4.

«Порхающий цветок»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Лепка с использованием гороха «Бабочка» (творческая дея-сть)

4. Зарядка (подвижная дея-сть)

5.

«Кто пасется на лугу»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Аппликация с использованием ваты «Овечка» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

6.

«Медовое царство»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Рисунок с элементами лепки «Пчелка» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

7.

«На большом воздушном шаре»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Пальчиковое рисование «Шарики» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

8.

«Черепаха»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Аппликация с использованием бобов «Черепаха» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

9.

«По большой дорожке шли сороконожки»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Аппликация «Гусеница» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

10.

«Дом, в котором мы живем»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Рисунок кистью «Дом» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

11.

«Сказка за сказкой…»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Лепка «Колобок» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

12.

«Мы едем-едем-едем…»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Аппликация «Машина» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

13.

«Какой бывает дождь»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3. Аппликация с использованием бобов «Дождь» (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

14.

«Бусы для мамы»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3.Бисероплетение, одеваем крупные бусины на леску (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

15.

«Подари ребенку радость»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3.Открытка (творческая дея-сть)

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

1. Развитие мелкой моторики ребенка, благодаря активному взаимодействию с родителем.

2. Развитие двигательной активности, вестибулярного аппарата ребенка.

3. Развитие творческого потенциала ребенка.

4. Закрепление представлений ребенка об аппозициях «мягкий-твердый», «гладкий-колючий», «шелковистый-шершавый»

5. Развитие соотносящей предметной деятельности

16.

«Пока-пока»

1.Круг «Я с мамой» (совместная дея-сть)

2. «Кубики -щубики» (сенсорное развитие)

3.Рисование «Моя ладонь»

4. Игра «Матрешка»

5. Зарядка (подвижная дея-сть)

 

В нашей тренинговой программе родители пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознанные страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно принимать свои положительные качества, сформировать более реальные оценки способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки. Родителей тренинг учит видеть спектр разнообразных жизненных позиций, так же он помогает просматривать родительские установки по отношению к себе, к детям, к значимым/не значимым взрослым.

Список литературы

  1. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.
    1. Евтихов О. Практика психологического тренинга.- СПб. 2005
    2. Комплексные методики активизации работы с семьей: научно-методическое пособие – М., 2011.
    3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
    4. Овчарова Р.В.Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с.

 

 

Орлова Татьяна Николаевна,

Пасмурова Надежда Викторовна

Воспитатели коррекционной группы

МАДОУ «Детский сад № 265»

г. Барнаул, Алтайский край

 

 

 

 

«Метод проектов – от души выполняемый замысел»

                                                                          В. Килпатрик,

 (американский педагог)

 

 

Проектная деятельность как условие формирования

эмоционально – волевой сферы у детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

 

            Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

         Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

         Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой.

 Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

     Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

   Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Метод проектной деятельности получил широкое распространение и успешно применяется для работы с дошкольниками в нашем ДОУ. Но в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Задержка психического развития) мы его до недавнего времени не использовали, полагая, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь, как правило, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Эти дети затрачивают больше времени на запоминание информации, особенно страдает кратковременная память. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с  нормально развивающимися сверстниками.

В игровой деятельности дети с задержкой психического развития не умеют без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Для них характерны: недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Задержка психического развития также накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

В нашей группе сложилось так, что мальчиков намного больше, чем девочек, и тему проекта мы выбрали легко. Нам хотелось, чтобы участие в проекте мотивировало детей к познавательной активности, к проявлению любознательности, способности к волевым усилиям, возможности следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий "поощрение” и "наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности, поощрение для педагога - это мотивационный метод воздействия на личность малыша для развития познавательных процессов или коррекции поведения.

В своей работе мы используем метод стимулирования детей через проектную деятельность.

Наглядно метод стимулирования выглядит в виде сокровищ, которые выдаются детям. Сокровища выдаются детям не только за результат, но и за старание, прогресс  в личностных качествах  ребёнка. Сокровища дети складывают в сундучки (у каждого ребенка свой сундучок). По окончании определенного периода, который оговаривается с детьми заранее, важно подвести итог. В конце каждой недели дети подсчитывают сокровища и получают цветные наклейки. Их наклеивают на карты успеха, которые висят у каждого на кабинке. Видно визуально у кого больше красных наклеек, тот приложил максимум усилий, а у кого меньше, тому нужно постараться.

Дети стараются заработать как можно больше поощрений, это очень хорошо помогает приучать детей к самооценке, мотивирует к культурному поведению, общению со взрослыми, сверстниками, привычке говорить правду, соблюдать чистоту, порядок в шкафчике, в игровой зоне, вести себя культурно, отзывчиво.

Известно, что в детском саду воспитанникам мы не ставим оценок, но для дошкольника важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался незамеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли ребенка, а также научить ребенка целенаправленному действию. Поощряя малыша важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

При реализации проекта мы проводили с детьми познавательные беседы, игры-путешествия, организованную деятельность планировали в соответствии с тематикой проекта, а родители стали активными участниками и помощниками.

На современном этапе, в условиях динамического развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Сегодня родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.

Завершив проект и подводя итоги работы, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, были достигнуты.   Проект усилил взаимодействие детей и взрослых, активизировал общение детей между собой. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.

Опыт нашей работы по проекту показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников с ОВЗ, помогает им чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников и успешнее социализироваться в окружающем мире.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 

 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по ссылке

http://н-о-к.рф/